Советы родителям

 В помощь детям


             Как готовить домашнее задание

·       Активно работай на уроке, внимательно слушай, отвечай на вопросы.

·       Не стесняйся спрашивать, если что-то не понял.

·       Точно и подробно записывай, что задано по предмету.

·       Если материал, с которым познакомились на уроке, показался тебе трудным, повтори его в тот же день, даже если следующее занятие будет через несколько дней.

·       Научись пользоваться словарями и справочниками, выясняй значение незнакомых слов.

·       Приступая к выполнению каждого задания, думай не только о том, что нужно сделать (то есть о содержании задания), но и том, как помощью чего) это можно сделать.

·       В случае необходимости обращайся за помощью ко взрослым или одноклассникам.

·       Продумай последовательность выполнения домашних заданий по отдельным предметам и прикинь, сколько времени тебе понадобится для выполнения домашнего задания.

·       Убери со стола все лишнее - то, что может мешать (яркие картинки, игрушки).

·       Между уроками делай перерывы.

·       Прежде чем выполнять письменные задания, пойми и выучи правила, на которые они направлены. Сначала постарайся понять учебный материал, а потом запомнить.

·       При чтении параграфа учебника задавай себе вопросы: о чем или о ком говорится в тексте, что об этом говорится.

·       Ищи связь каждого нового понятия, явления, с тем, что уже знаешь.

·       Если материал, который нужно запомнить, очень большой или трудный, разбей его на отдельные части и запомни каждую часть, затем запомни их все вместе.

·       Не оставляй подготовку к докладам, сочинениям на последний день, поскольку это требует большого количества времени. Готовься к ним заранее, равномерно распределяя нагрузку.

·       При подготовке устных уроков используй карты, схемы. Они помогут тебе лучше понять и запомнить материал.
·       Составляй план устного ответа.

                                  У тебя все получится!




    ПРАКТИЧЕСКАЯ  ПСИХОЛОГИЯ                  В  НАЧАЛЬНОЙ  ШКОЛЕ


ГОТОВНОСТЬ  К  ШКОЛЕ

                                ПЛАНИРОВАНИЕ

Умение организовать свою деятельность в соответствии с ее целью.
·        Низкий уровень
Действия не соответствуют цели
·        Средний уровень
Частично соответствуют
·        Высокий уровень
Полностью соответствуют
КОНТРОЛЬ
Умение сопоставить результаты действий с поставленной целью
·        Низкий уровень
Полное не соответствие, которого ребенок не видит
·        Средний уровень
Частичное соответствие, которое ребенок замечает с помощью взрослого
·        Высокий уровень
Соответствие, осознаваемое ребенком
МОТИВАЦИЯ
Стремление находить скрытые свойства предметов, закономерности окружающего мира и использовать их
·        Низкий уровень
Ориентируется на свойства, которые доступны органам чувств
·        Средний уровень
Стремится находить и использовать обобщенные свойства окружающего мира
·        Высокий уровень
Явно выраженное стремление
УРОВЕНЬ  РАЗВИТИЯ  ИНТЕЛЛЕКТА
·        Низкий уровень
- Неумение слушать другого человека
- Неумение выполнять логические задачи
·        Средний уровень
- Неумение слушать другого человека
- Сравнение, словесное обобщение выполняется без ошибок
- Неумение выполнять сложные логические задачи (абстракция, конкретизация, анализ и синтез)
·        Высокий уровень
Возможны некоторые ошибки в понимании другого человека и при решении логических задач, но исправляются без помощи взрослого
·        Очень высокий уровень
Возможность слушать другого человека, выполнять словесно-логические задания

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  И  СОЦИАЛЬНАЯ  ГОТОВНОСТЬ  К  ШКОЛЕ

               ЖЕЛАНИЕ  УЧИТЬСЯ   В  ШКОЛЕ

1.     Ребенок хочет идти в школу.
2.     Нет особого желания идти в школу.
3.     Идти в школу не хочет.
УЧЕБНАЯ  МОТИВАЦИЯ
1.     Осознает важность и необходимость обучения. Цели обучения приобрели или приобретают привлекательность.
2.     Цели обучения не осознаются, привлекательна внешняя сторона.
3.     Цели не осознаются, ничего привлекательного не видит.
УМЕНИЕ  ОБЩАТЬСЯ, АДЕКВАТНО  ВЕСТИ  СЕБЯ  И  РЕАГИРОВАТЬ  НА   СИТУАЦИЮ
1.     Идет на контакт, понимает смысл ситуации, ведет себя адекватно.
2.     Контакт затруднен, понимание ситуации и реагирование не всегда или не совсем адекватны.
3.     Испытывает сильные затруднения в общении и понимании ситуации.

           ОРГАНИЗОВАННОСТЬ  ПОВЕДЕНИЯ

1.     Поведение организованное.
2.     Поведение недостаточно организованное.
3.     Поведение неорганизованное.

            МОТИВАЦИЯ  УЧЕНИЯ

По изменениям в мотивации учения можно судить

-         об уровне школьной адаптации,
-         степени овладения учебной деятельностью,
-         об удовлетворенности ребенка ею.
ТЕСТ  -1-
Рисование на тему «Что мне нравится в школе».
Несоответствие рисунков теме указывает на:
1.     Отсутствие школьной мотивации и преобладание других, чаще всего игровых мотивов (рисует игрушки, войну, узоры).
2.     Детский негативизм, завышенный уровень притязаний, не признание требований (рисует то, что умеет и любит).
3.     Непонимание и неверное толкование, ЗПР (ничего ре рисуют, копируют других)
Оценка результатов
При соответствии рисунков заданной теме учитывается их сюжет.
30 баллов:  учебные ситуации говорят об учебной активности и наличии познавательных мотивов;
20 баллов:  ситуации не учебного характера с внешними школьными атрибутами;
10 баллов:  игровые ситуации в школе, говорящие о положительном отношении, но о преобладании игровой мотивации;

ТЕСТ  -2-
Анкетирование «Разговор о школе».
1.     Тебе нравится в школе или не очень?
2.     Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе хочется остаться дома?
3.     Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, ты бы пошел в школу или остался дома?
4.     Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
5.     Ты бы хотел, чтобы не задавали домашних заданий?
6.     Ты бы хотел, что бы в школе остались только уроки пения, рисования или физкультуры?
7.     Ты часто рассказываешь о школе родителям?
8.     Ты бы хотел, чтобы у тебе был менее строгий учитель?
9.     У тебя в классе много друзей?
10.           Тебе нравятся твои одноклассники?
Оценка результатов
0 баллов – отрицательный ответ на вопрос;
1 балл – нейтральный ответ на вопрос;
3 балла – положительный ответ на вопрос;
Шкала оценок
25-30 баллов – высокий уровень школьной адаптации;
20-24 балла – средний уровень, норма;
15-19 баллов – внешняя мотивация;
10-14 баллов – низкая мотивация;
ниже 10 баллов – школьная дезадаптация;
* Допускается повторное анкетирование, что позволяет оценить динамику школьной мотивации.

         АДАПТАЦИЯ  РЕБЕНКА  В  ШКОЛЕ

                 ШКОЛЬНАЯ  ДЕЗАДАПТАЦИЯ

*ПРОЯВЛЕНИЕ  ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
(«ПРАКТИЧЕСКАЯ  ПСИХОЛОГИЯ  В  НАЧАЛЬНОЙ  ШКОЛЕ»  Р.В. Овчарова стр. 27)
Школьная дезадаптация – образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе в форме
-         нарушений учебы и поведения,
-         конфликтных отношений,
-         психогенных заболеваний и реакций,
-         повышенного уровня тревожности,
-         искажений в личностном развитии.
Причины школьной дезадаптации:
1.     Характер семейного воспитания – несформированность чувства «мы».
2.     Осознание трудностей через отношение учителя.

ТЕСТ  -3-
Методика ранжирования признаков средовой адаптации ребенка. «Люди вокруг меня».*
* название дано мной
·        Ребенок должен отнести себя к одной из семи групп в трех сферах общения:
-         семья;
-         коллектив;
-         среда неформального общения;
·        Младшим школьникам учитель предлагает оценить отношение к себе по семибалльной системе, поставив точку на соответствующей оси. Интерпретацию дает сам учитель.
·        Данное тестирование ориентировано на внутреннюю сторону адаптации (переживания ребенка). результаты сопоставляются с внешней стороной адаптации (картина поведения).
Семья
1.     Друг
2.     Привязан к родителям
3.     Замкнут, отгорожен
4.     Конфликтен
5.     Примыкает к одному из родных
6.     Разорваны связи с семьей, бродяжничает
7.     Выталкивается из семьи
Коллектив
1.     Руководитель
2.     Авторитетный помощник
3.     Формальный помощник
4.     Имеет временные роли
5.     Не имеет определенной роли, но авторитетен
6.     Не имеет роли и поддержки в коллективе
7.     Изолирован
Неформальное общение
1.     Лидер
2.     Приветствуемый
3.     Независим в группе
4.     Примыкает к группе без проблем
5.     Вне группы, но пользуется авторитетом
6.     Примыкает к группе ценой жертв (примыкаемый)
7.     Отвергаемый
                                                        Коллектив





 



                         Семья                                             Неформальное общение
Построение графика
·        На каждом из трех направлений ставится точка.
·        Через поставленные точки проводится окружность, примерно в одну треть радиуса.
Результаты теста
·        Чем ближе к центру и чем больше наслоение, тем лучше идет адаптация.
·        При появлении зазора между кругами возможна средовая дезадаптация, которую нужно помочь ликвидировать.
·        Расхождение всех трех кругов указывает на необходимость срочных мер по педагогической реабилитации.

                             СТРАХИ

Страх – эмоционально заостренное отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия.

                             ВОЗРАСТНЫЕ  СТРАХИ

У каких детей бывают
Эмоционально чувствительные дети
Причины возникновения
·        Наличие страхов у родителей;
·        Тревожность в отношениях с ребенком, избыточное опекание;
·        Изоляция от общения со сверстниками;
·        Большое количество запретов со стороны родителя того же пола;
·        Отсутствие запретов со стороны родителя противоположного  пола;
·        Многочисленные нереализуемые угрозы;
·        Отсутствие возможностей для ролевой идентификации с родителями того же пола (преимущественно у мальчиков);
·        Конфликтные отношения между родителями;
·        Психические травмы типа испуга4
·        Психологическое заражение страхами при общении со сверстниками и взрослыми;

НЕВРАТИЧЕСКИЕ  СТРАХИ
Носят характер
·        Большей эмоциональной интенсивностью и напряженностью;
·        Длительным течением, постоянством;
·        Неблагоприятным влиянием на формирование характера и  личности;
·        Взаимосвязью с другими невротическими расстройствами и переживаниями;
·        Избеганием объекта страха, а так же всего нового и неизвестного;
·        Относительной трудностью устранения страхов;
У каких детей бывают
·        Чувствительные
·        Испытывающие эмоциональное затруднение в отношениях с родителями (взрослый – не является источником безопасности, авторитета и любви)
Причины возникновения
·        Результат длительных, неразрешимых переживаний

ТЕСТ  -4-
Метод неоконченных предложений.
Используется для диагностики страхов
-         в различных сферах общения;
-         школьной деятельности;
·        Ребенку предлагается закончить предложения.
·        В окончаниях заданных предложений проецируются эмоциональные переживания ребенка.
Варианты предложений:
1.     Когда я думаю о школе …
2.     Когда я иду в школу …
3.     Когда звенит звонок …
4.     Когда я вижу учителя …
5.     Когда у нас контрольная …
6.     Когда кончаются уроки …
7.     Когда я отвечаю у доски …
8.     Когда я получаю двойку …
9.     Когда учитель задает вопрос, я …

ТЕСТ  -4-
Изучение рисунков
·        Серые и черные тона – пессимизм
·        Яркие, светлые – оптимизм
·        Широкие мазки (краски), масштабность, отсутствие набросков и дорисовок – уверенность, решительность
·        Неустойчивость изображения, смазанность, обилие отчетливых пересекающихся линий – повышенная возбудимость, гиперактивность
·        Мало рисуют, предпочитая другие виды деятельности – заторможенность, беспокойство
 «В школе», «На улице, во дворе»
·        Дети с истерическими чертами характера – рисуют себя в центре, вне зависимости от своего реального положения.
·        Дети с невротическими реакциями – не рисуют друзей совсем или очень мало

«Семья»

·        Следует учитывать не только объективность изображения, но и установку на изменение семейной ситуации.
·        Ребенок рядом с одним из родителей – более выраженная привязанность
·        Размер фигур – отражение авторитета и роли для ребенка
·        Одинаковая окраска с одним из родителей – отождествление по половому признаку

«Самое плохое или самое хорошее»,

·        Имея право выбора, большинство рисует хорошее.
·        Изображение неприятных событий – необходимость психотерапевтической беседы

                               ИЗОТЕРАПИЯ

Общее количество занятий варьируется от 5 до 10, в зависимости от количества страхов.
-1-
Подготовительный этап
Цель – активизация интереса к рисованию
·        Рисование по желанию.
-2-
Тематическое рисование
Цель – тестирование
Темы: «В школе», «На улице, во дворе»,  «Семья»,  «Что мне снится страшное или чего я боюсь»,  «Самое плохое или самое хорошее», «Кем я хочу стать».
·        Рисование по теме указанной педагогом.
-3-
Нарисуй свой страх
Цель – направленное устранение страха
·        Нарисуй, что ты боишься. Нарисуй свой страх.
·        Продолжительность занятий 30 минут.
·        Рисуется один или несколько страхов
-4-
Я не боюсь
Цель – направленное устранение страха
·        Нарисуй, что ты уже не боишься. Нарисуй свой страх, но так, чтобы ты выглядел не боящимся.

                              ТРЕВОЖНОСТЬ
Тревожность – эмоционально заостренное ощущение предстоящей угрозы.
ТЕСТ  -5-
Определение индекса тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен).
Общие  указания
·        Экспериментальный материал – 14 рисунков, представляющих некую типичную для жизни ребенка ситуацию.
·        Предлагаемые рисунки отличаются по своей эмоциональной окраске:
Положительная -  1  5  13
Отрицательная -  3  8  10  12
Нейтральная – 2  4  6  7  9  11  14
·        Нейтральные рисунки несут основную «проективную нагрузку»: указывают на его мироощущение и нормальный или травмирующий опыт общения.
·        Рисунки показываются ребенку в строго перечисленном порядке.
·        Во избежание песеверативных выборов у ребенка в инструкции чередуется название лиц.
·        Дополнительных вопросов не задается.
·        Беседа проходит наедине.
Беседа
1.     Игра с младшими детьми.
-         Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет с малышами.
2.     Ребенок и мать с младенцем.
-         Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом.
3.     Объект агрессии.
-         Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?
4.     Одевание.
-         Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) одевается.
5.     Игра со старшими детьми.
-         Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет со старшими детьми.
6.     Укладывание спать в одиночестве.
-         Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) идет спать.
7.     Умывание.
-         Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) в ванной.
8.     Выговор.
-         Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?
9.     Игнорирование.
-         Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?
10.                Агрессивное нападение.
-         Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?
11.                Собирание игрушек.
-         Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) убирает игрушки.
12.                Изоляция.
-         Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?
13.                Ребенок с родителями.
-         Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) со своими мамой и папой.
14.                Еда в одиночестве.
-         Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) ест.
Количественный анализ
Высокий уровень      более 50 %
Средний уровень        20 – 50 %
Низкий уровень         0 – 20 %
ИТ = число негативных выборов  умножить на 100% разделить на 14.
Качественный анализ
·        Каждый ответ анализируется отдельно.
Наивысший ИТ – отрицательный выбор 4  6  14
Высокий или средний ИТ – отрицательный выбор 2  7  9  11


ИНДЕКС  ТРЕВОЖНОСТИ

ИМЯ_______________________________________________________

ВОЗРАСТ___________________________________________________

ДАТА_______________________________________________________

Рисунок
Высказывания  ребенка
Веселое лицо
Печальное лицо
1.      Игра с младшими детьми



2.      Ребенок и мать с младенцем



3.      Объект агрессии



4.      Одевание



5.      Игра со старшими детьми



6.      Укладывание спать в одиночестве



7.      Умывание



8.      Выговор



9.      Игнорирование



10.  Агрессивное нападение



11.  Собирание игрушек



12.  Изоляция



13.  Ребенок с родителями



14.  Еда в одиночестве




    ПРЕОДАЛЕНИЕ   ТРЕВОЖНОСТИ

·        Выработка конструктивных способов поведения в трудных ситуациях
·        Укрепление уверенности в себе, развитие самооценки
·        Специальные оценки
-         Максимально развертывается критерий оценки.
-         Предельно сужается и конкретизируется сфера ее действия.

Упражнение «Щит и меч»*
* название дано мной
·        Снятие повышенной напряженности (связана с двигательным беспокойством и агрессивностью)
-         Педагог держит щит. Ребенок бьет в него мечом или кулаком.
-         Прием меняется в зависимости от условий.

Упражнение «Лекарство против страха»*
* название дано мной
·        Метод последовательной десенсибилизации.
-         Ребенок помещается в ситуацию, вызывающую у него тревогу и страх.
-         Подбор ситуаций по возрастанию.
-         Для снятия напряжения предлагают сосать конфету.

Упражнение «Страшилищная школа»*
* название дано мной
·        Метод «отрагирования» страха.
-         Осуществляется с помощью игры-драматизации.
-         Сначала пугающие ситуации отыгрывают на куклах, затем переходят к театральным этюдам.
-         Пугающие моменты доводятся до крайней степени.
-         Поощряется карикатурное изображение.

Упражнение «Школа клоунов»*
* название дано мной
·        Библиотерапия. Э. Успенский «Школа клоунов»
-         Цель: Преодоление импульсивного стремления всегда следовать правилам, т.к. они хоть и необходимы, но относительны.
-         Пересказ или инсценировка отрывков.

Упражнение «Я не могу – я могу – я сумею»
·        Цель: Развитие мотива компетентности.
-         Если ребенок говорит, что не справится с заданием, учитель предлагает изобразить ребенка, который знает еще меньше и действительно не может справиться с заданием (не знает букв, цифр, не умеет говорить).
-         Изобразить ребенка, который сумеет выполнить задание.
-         Дети убеждаются, что далеки от неумения.
-         Ребенок кладет кисти рук на ладони взрослого и произносит «волшебное заклинание»:
«Я не могу …» - объясняет, чем трудно задание;
«Я могу …» - утверждает, что сможет его сделать;
«Я сумею …» - пытается спрогнозировать, насколько справится с заданием, если приложит усилия;

Упражнение «Цепочка»
·        Цель: Стимуляция мотива «быть не хуже других».
-         Работа с группой.

    ПРОИЗВОЛЬНОСТЬ   ПОВЕДЕНИЯ

·        В младшем школьном возрасте формирование произвольности становится центром психического развития.
·        Способность регулировать разные сферы психической жизни складывается из конкретных контролируемых умений.
Двигательная сфера
1.     Направление внимания на работающие мышцы;
2.     Различение и сравнение мышечных ощущений;
3.     Определение ощущений и характера движений;
4.     Изменение характера движений, опираясь на контроль ощущений;
* упр. «Деревце»
Эмоциональная сфера
1.     Направление внимания на эмоциональные ощущения;
2.     Различение и сравнение эмоциональных ощущений;
3.     Одновременный контроль двигательных и эмоциональных ощущений;
4.     Произвольное «воспроизведение» эмоций по заданному образцу;
* Двигательные, психомоторные функции младших школьников наиболее развиты. Поэтому развивать другие психические функции естественно, опираясь на движение.
Сфера общения
1.     Умение улавливать и понимать чужие эмоции;
2.     Умение сопереживать;
3.     Умение адекватно отвечать на эмоции других;
* Дети лучше взрослых интуитивно улавливают  чужое состояние, т.к. не придают такого значения словам, как взрослые.
Поведение
1.     Определение цели своих поступков;
2.     Поиск средств достижения целей;
3.     Проверка эффективности выбранных путей;
4.     Предвидение конечного результата;
5.     Умение брать ответственность на себя;

                КОРРЕКЦИОННО- 

        РАЗВИВАЮЩИЕ     ИГРЫ

ВИДЫ

·        Релаксационные

Снимают психологическое и эмоциональное напряжение

·        Двигательные
Развивают координацию движений, крупную и мелкую моторику
·        Коммуникативные
Формируют умения и навыки общения
·        Развивающие
Формируют познавательную и социальную рефлексию, психические процессы
·        Поведенческие
Развивают произвольность и рефлексивность поведения

ОРГАНИЗАЦИЯ

·        Продолжительность 30 – 45 минут. Исключение – коррекция школьной тревожности.
·        Количество занятий
5 минимальное
10 оптимальное
30 коррекция познавательных процессов
·        Сигнал к прекращению – полученный результат, изменение отношения к занятиям.
·        Каждое упражнение включает фантазию, чувства, движения.
·        Сюжетно-ролевое содержание игры проводится через всю последовательность упражнений.
·        Отсутствие внешних атрибутов – тренировка внутреннего внимания.
·        Используется
1.     Изотерапия
- Рисование страхов
- Пальцевая живопись
- Штриховка
2.     Музыкотерапия
3.     Танцевальная терапия
4.     Библиотерапия
- Сказки, притчи и рассказы

ПОРЯДОК  ПРОВЕДЕНИЯ  ИГР

·        Общая разминка
Цель:
-         снятие эмоционального напряжения;
-         повышение психофизического тонуса;
-         интерес к занятию и взаимодействию;
Виды игр:
1.      Упражнения-игры на внимание
-         Разнообразие по форме и характеру;
-         Разнообразие объектов внимания;
2.      Подвижные игры
-         Интересны
-         Общая деятельность, контакт
·        Психогимнастические упражнение
-         Игровое содержание способствует контроля двигательной и эмоциональной сферами.
-         Комментарии ведущего, описывающего силу, темп, резкость действий, направляют внимание детей на осознание и сравнение возникающих мышечных и эмоциональных ощущений.
-         Прикосновения к ребенку помогают уловить точную локализацию ощущений.
-         Экспрессия ведущего – эмоциональная подзарядка, усиливающая ощущения.
-         Чередование противоположных по характеру движений упорядочивает психическую и двигательную активность, улучшает настроение, сбрасывает инертность самочувствия.
·        Обучающие и поведенческие задания
·        Ритуал прощания
1.     Цветопись настроения
Нарисуй облако своего настроения и закрась его, как пожелаешь.
2.     Выбор пиктограммы
Выбери рожицу с таким же настроением, как у тебя.









 «КАК  РАЗВИТЬ  ВНИМАНИЕ  И  ПАМЯТЬ  ВАШЕГО  РЕБЕНКА»





ПАМЯТЬ


ИГРА  1


ПРОВЕРИМ  ПАМЯТЬ


·        Постарайся запомнить слова в том же порядке, в каком они записаны.

·        Эти слова ты можешь прочитать только один раз, а еще лучше, если кто-нибудь медленно прочитает их тебе вслух.

Слова для запоминания.

Лист
Кольцо
Море
Шмель
Дом
Яблоко
Костер
Зеркало
Пальма
Бант
Телевизор
Самовар

Проверь себя.

3 балла_________запомнил меньше 4 слов

7 баллов________ запомнил 4-7 слов

9 баллов________ запомнил 8-11 слов

15 баллов_______ запомнил все 12 слов, но перепутал порядок

25 баллов_______ запомнил все верно



ИГРА  2


Тебе никогда не приходило в голову, что слово можно увидеть?

·        Закрой глаза и постарайся увидеть

·        Сосредоточься, не торопись и постарайся представить его так ясно, как будто видишь на самом деле.

·        Как ты его видишь?

1.     Ничего не вижу


2.     Какое-то пятно

3.     Как на картинке или фотографии

4.     Как наяву

Слова для запоминания.

Шмель

Елка

Бабочка

Озеро

Дерево

Лестница

Облако

Проверь себя.

3 балла_________запомнил меньше 4 слов

6 баллов________ запомнил 4-6 слов

10 баллов_______ запомнил все верно



ИГРА  3


Слова можно не только увидеть, но и услышать, понюхать, попробовать на вкус, потрогать.

·        Постарайся услышать слова:

Шмель

Колокольчик

Машина

Ваза

·        Постарайся потрогать слова:

Если сразу не удается это почувствовать, то сначала потрогай настоящий предмет и запомни, что при этом чувствуешь.

Подушка

Колесо

Стакан

Шарф

·        Постарайся понюхать или попробовать на вкус слова:

Лимон

Роза

Книга

Соленый огурчик

Лес

Печенье

Дождь

Проверь себя.

3 балла_________запомнил меньше 5 слов

7 баллов________ запомнил 5-8 слов

15 баллов_______ запомнил 9-12 слов

20 баллов_______ запомнил 13-15 слов



ИГРА  4


·        Прочитай слова и попытайся представить их вкус, запах, звук, попытайся увидеть их и потрогать.

·        Но учти, что не обязательно чувствовать все. Например, одно слово можно видеть и слышать, другое только видеть, третье – видеть, трогать, чувствовать его запах. Делай так, как тебе нравится.

·        Только не забывай отметить, как ты представил себе каждое слово.


Вижу
Слышу
Трогаю
чувствую вкус
Чувствую запах
Апельсин





Мяч





Лев





Орех





Букет





Ножницы





Вишня





Картошка







Проверь себя.

3 балла_________запомнил меньше 4 слов

7 баллов________ запомнил 4-6 слов

12 баллов_______ запомнил все 7 слов



ИГРА  5


·        Для того, чтобы запомнить слова по порядку, нужно представить себе, что слова – это персонажи какой-то истории.

Слова для запоминания.

Верблюд

Журнал

Ветер

Гвоздика

Ночь

Шляпа

По пустыне идет верблюд. Он находит журнал. Ветер переворачивает страницу, а там нарисована гвоздика. Темнеет. Наступает ночь. Верблюд укладывается спать, и ему снится шляпа.

Слова для запоминания.

Цирк

Ракушка

Фонтан

Груша

Принцесса

Автобус

Слова для запоминания.

Журавль

Портфель

Конфета

Бант

Окно

Лодка

Проверь себя.

2 балла_________запомнил меньше 4 слов

4 баллов________ запомнил 4-5 слов

7 баллов_______ запомнил 6 слов, но перепутал порядок

10 баллов_______ запомнил все верно

!   штрафные баллы

·        Если ты назвал лишние слова, которых не было в задании, то ты получаешь 2 штрафных балла за каждое слово.

·        Если слово из одного фильма переехало в другой, это тоже ошибка. За нее дается 1 штрафной балл.



ИГРА  6


·        Ты, наверно, догадываешься, что для того чтобы запомнить много слов, надо придумать большой фильм. Чем интереснее будет фильм, тем лучше ты запомнишь слова. Ты даже сам можешь стать героем этого фильма.

Слова для запоминания.

Книга

Цыпленок

Занавеска

Картон

Сирень

Гном

Свисток

Сквозняк

Комната

Песок

Ведро

Очки

Город

Воздушный шар

Я открываю книгу, а она оказывается волшебная. Из нее выскакивает маленький цыпленок. Я бегу за ним, он прячется за занавеской. Я хочу ее отодвинуть, но она твердая. Да это же картон! И вместо цыпленка на подоконнике сирень. Как хорошо пахнет! Наклоняюсь, чтобы понюхать, а среди веток сидит маленький гном. Он подмигивает мне, достает из кармана свисток и пронзительно свистит. Поднимается сквозняк. Я невольно зажмуриваюсь, а когда открываю глаза – я стою одна в пустой комнате. Я начинаю оглядываться, делаю несколько шагов и чувствую. Что у меня под ногами песок. Откуда он? Да вот же ведро, из которого он высыпался, - оно упало и лежит на боку. Ой, в нем что-то есть! Это очки. Я достаю их, очищаю от песка, надеваю и тут же понимаю, что они тоже волшебные. Через них я вижу большой сказочный город, над которым летит воздушный шар. Я сама лечу над городом. Дух захватывает!

Проверь себя.

3 балла_________запомнил меньше 5 слов

5 баллов________ запомнил 5-9 слов

10 баллов________ запомнил 10-13 слов

15 баллов_______ запомнил все слова, но перепутал порядок

20 баллов_______ запомнил все верно

!   штрафные баллы

·        Если ты назвал лишние слова, которых не было в задании, то ты получаешь 2 штрафных балла за каждое слово.



ИГРА  7


·        Придумай свой собственный фильм и запомни эти слова.

·        Скажи, пожалуйста, что ты чувствовал, когда вспоминал слова?

Видел

Слышал

Трогал

Чувствовал вкус

Чувствовал запах

Слова для запоминания.

Жираф

Сметана

Ковер

Туман

Бумага

Платье

Копье

Пирожок

Пластинка

Река

Гимнаст

Карандаш

Шкаф

Муха

Проверь себя.

5 баллов_________запомнил меньше 5 слов

10 баллов________ запомнил 5-9 слов

15 баллов________ запомнил 10-13 слов

20 баллов_______ запомнил все слова, но перепутал порядок

25 баллов_______ запомнил все верно

!   штрафные баллы

·        Если ты назвал лишние слова, которых не было в задании, то ты получаешь 2 штрафных балла за каждое слово.



ВНИМАНИЕ


ИГРА  1


       Сейчас мы сыграем в более сложную игру. Тебе придется не только запоминать слова, но и одновременно рисовать.

       Ты конечно спросишь, зачем это нужно. А вот за чем. Когда мы заняты своими делами, нас время от времени что-то отвлекает. Например, ты делаешь уроки, а в соседней комнате включен телевизор, во дворе слышны громкие голоса ребят. Да мало ли, что может отвлечь от занятий!

       Очень важно уметь сосредоточиться, а для этого нужно тренировать свое внимание.

·        Пока ты запоминаешь по порядку 7 слов, ты должен рисовать крестики:

     такие + или такие х, какие тебе больше нравятся.

·        !  Крестиков должно быть больше, чем слов. Чем больше крестиков ты нарисуешь, тем больше баллов ты получишь.

·        Но учти, что на каждое слово тебе дается только 3-4 секунды.

·        Перед тем, как начать играть, научись рисовать крестики быстро.

Слова для запоминания.

Тигр

Кошелек

Виноград

Снеговик

Мост

Кактус

Слова для запоминания.

Велосипед

Слон

Ворота

Чайник

Гудок

Макароны

Мех

Проверь себя.

3 баллов_________запомнил меньше 5 слов

7 баллов________ запомнил 5-6 слов

10 баллов_______ запомнил все слова, но перепутал порядок

15 баллов_______ запомнил все верно

!   призовые баллы

·        Сколько крестиков ты нарисовал? Но учти, что неправильные крестики не считаются.

3 баллов_________ 10-15 крестиков

10 баллов________ 15-30 крестиков

15 баллов________ больше 30 крестиков



ИГРА  2


       Сейчас мы сыграем в более сложную игру.

·        Пока ты запоминаешь по порядку 7 слов, ты должен рисовать крестики и нолики:

     так +0+0+0+ или так х0х0х0х, как тебе больше нравятся.

·        Но учти, что на каждое слово тебе дается только 3-4 секунды.

·        Перед тем, как начать играть, научись рисовать крестики и нолики быстро.

Слова для запоминания.

Роща

Морж

Спица

Одеяло

Торт

Мороз

Кнопка

Слова для запоминания.

Пол

Коньки

Рыба

Труба

Стекло

Малина

Скрипка

Проверь себя.

3 баллов_________запомнил меньше 5 слов

7 баллов________ запомнил 5-6 слов

10 баллов_______ запомнил все слова, но перепутал порядок

15 баллов_______ запомнил все верно

!   штрафные баллы

·        2 штрафных очка за каждое лишнее слово.

·        Если крестики или нолики нарисованы рядом – это ошибка. Зачеркни лишнее. За каждую ошибку – 1 штрафной балл.

!   призовые баллы

·        Посчитай незачеркнутые крестики и нолики.

5 баллов_________их больше 10



ИГРА  3


       Для этой игры тебе понадобится палка.

·        Пока ты запоминаешь по порядку 7 слов, ты должен удерживать ее на ладони в вертикальном положении.

·        Перед тем, как начать играть, потренируйся удерживать палку, ведь если она упадет, ты получишь штрафные очки.

·        Держа палку на ладони, можно запоминать слова новым интересным способом.

Представь себе, что слова, словно гирлянда, накручиваются на палку.

Когда нужно вспомнить слова, смотри на палку и постарайся увидеть их.

Слова для запоминания.

Мышь

Ботинок

Самолет

Сок

Таз

Жук

Подкова

Слова для запоминания.

 Сказка

Клей

Сыр

Ромашка

Камень

Попугай

Кувшин

Проверь себя.

3 баллов_________запомнил меньше 5 слов

7 баллов________ запомнил 5-6 слов

10 баллов_______ запомнил все слова, но перепутал порядок

15 баллов_______ запомнил все верно

!   штрафные баллы

·        2 штрафных очка за каждое лишнее слово.

·        1 штрафной балл за каждое падение палки.



ИГРА  4


       В этой игре тебе не нужно запоминать слова. Зато придется рисовать одновременно двумя руками.

·        Попробуй одной рукой рисовать круг, а другой одновременно – треугольник.

·        Неважно, какой рукой, какую фигуру ты рисуешь. Делай, как тебе удобно.

·        !   Рисовать обеими руками надо одновременно, т.е. одновременно начинать и одновременно заканчивать обе фигуры.

·        Это трудно. Потренируйся рисовать отдельно левой и правой рукой, потом обеими вместе.

·        Старайся следить сразу за обеими руками. Если смотреть только на левую руку, правая тут же начнет рисовать то же, что и левая и наоборот.

·        Тренируйся подольше. Круги должны быть без углов, а треугольники – с углами.

·        Сколько раз ты рисуешь круг и треугольник за минуту?

Проверь себя.

5 баллов_________ меньше 5 раз

10 баллов________ 5-7 раз

15 баллов_________ 8-10 раз

20 баллов________ больше 10 раз



ИГРА  5


·        В этой игре тебе нужно запоминать слова и рисовать одновременно двумя руками.

·        Попробуй одной рукой рисовать круг, а другой одновременно – треугольник.

·        !   Рисовать обеими руками надо одновременно, т.е. одновременно начинать и одновременно заканчивать обе фигуры.

·        Старайся следить сразу за обеими руками.

·        ! Круги должны быть без углов, а треугольники – с углами.

Слова для запоминания.

 Пух

Солнце

Дорога

Капуста

Диван

Марка

Шишка

Проверь себя.

3 баллов_________запомнил меньше 5 слов

7 баллов________ запомнил 5-6 слов

10 баллов_______ запомнил все слова, но перепутал порядок

15 баллов_______ запомнил все верно

!   штрафные баллы

·        2 штрафных очка за каждое лишнее слово.

!   призовые баллы

·        1 балл за каждую правильно нарисованную пару.



ИГРА  6


ТРЕНИРОВОЧНОЕ УПРАЖНЕНИЕ

·        Эта игра совсем другая. Перед тобой доска, расчерченная на клетки. По ней двигается фишка.

·        Я буду диктовать тебе ходы, а ты должен мысленно двигать фишку по доске.

·        Рисовать или водить пальцем по доске нельзя!

·        Проследи, где остановится фишка.

Ходы

2 влево

2 вниз

1 вправо

2 вверх

1 влево

1 вниз

ИГРА


Сейчас ты научишься одновременно двигать фишку и запоминать слова.

·        Я буду диктовать тебе слова-ходы, а ты постарайся превратить фишку в слово-образ, который движется по доске.

СЛОВА
ХОДЫ

Капля

1 вниз
Поле
3 вправо
Ластик
1 вверх
Вертолет
1 влево
Клоун
2 вниз
Белка
2 влево
Бублик
1 вниз

Вот как это происходит.

       Я вижу, как фишка начинает таять, превращаясь в каплю, и падает на 1 клетку вниз. Там, куда она упала, появляется поле. Оно разрастается на 3 клетки вправо. Из него на 1 клетку вверх выпрыгивает ластик. Из ластика вылетает вертолет, пролетает на       1 клетку влево и зависает в воздухе. Из него на 2 клетки вниз спускается клоун. Он достает из рукава белку. Она тут же прыгает на 2 клетки влево. От этого прыжка на 1 клетку вниз падает бублик. Здесь заканчивается путешествие фишки.

       Чтобы вспомнить все слова, мне достаточно посмотреть на пустую доску – и я вижу всех героев этой истории.

Проверь себя.

3 балла_________запомнил меньше 5 слов

7 баллов________ запомнил 5-6 слов

10 баллов_______ запомнил все слова, но перепутал порядок

15 баллов_______ запомнил все верно

!   призовые баллы

·        Если ты правильно указал, где остановилась фишка, то получаешь 10 баллов.

СЛОВА
ХОДЫ

Клякса

2 вниз
Бочка
2 вправо
Крокодил
1 вверх
Лента
2 влево
Балерина
1 вверх
Мороженое
1 влево
Луна
2 вниз



СЛОВА
ХОДЫ

Троллейбус

2 вправо
Помидор
1 вниз
Заяц
2 влево
Тарелка
1 вниз
Сад
2 вправо
Звездочка
2 вверх
Стрела
1 влево



ИГРА  7


       С помощью придуманного тобой фильма ты научился запоминать слова по порядку. А теперь попробуй так же запомнить картинки.

·        Придумай свой фильм и запомни по порядку 15 картинок.

·        Я нарушила порядок картинок. Разложи карточки правильно.

·        Игра не окончена. Я хочу проверить, насколько внимательным ты был.

Скажи :

(9 вопросов)

Сколько было…

Был ли…

Что стояло…

Какого цвета…


!  Посмотреть на картинки и проверить себя можно только в конце, после того, как ответишь на все ИГРА  8


       В прошлых играх ты сначала запоминал картинки, а потом вспоминал, то что запомнил. Теперь тебе нужно будет запоминать и вспоминать одновременно.

·        Я выкладываю перед тобой карточки, но не в ряд, как в предыдущей игре, а одну на другую.

·        После того, как ты запомнишь 3 картинки, та должен ответить, какая была 1. Для этого надо вспомнить фильм сначала.

·        Запомнив 4 картинку, отвечаешь, какая была 2. И так далее.

·        Всего надо запомнить 10 карточек.

Проверь себя.

3 баллов_________ 1-3 картинки

6 баллов________ 4-5 картинок

10 баллов________ 6-7 картинок

15 баллов_______ запомнил все верно







*

Слова для запоминания.

Прическа

Компьютер

Фотограф

Травинка

Брошка

Синица

Мотоцикл

 Носорог

Вазочка



Слова для запоминания.

 Буква

Леопард

Губка

Волшебник

Сережки

Метро

Свечка

Галстук

Сетка

Рояль



Слова для запоминания.

 Клен

Шнурок

Памятник

Петух

Банан

Кресло

Волк

Кубик

Ушанка

Пеликан



Слова для запоминания.

Пакет

Творог

Кисть

Радио

Сокол

Торшер

Тетрадь

Оса

Стул 



Слова для запоминания.

 Гусеница

Микрофон

Небо

Цифра

Ставни

Ракета

Передник

Коза

Буфет

Хоккей



Слова для запоминания.

Люстра

Мох

Перо

Майка

Редиска

Запятая

Кузнечик

Мыльница

Дворник

Зоопарк 



Слова для запоминания.

 Гриб

Телефон

Таракан

Куст

Утка

Музыкант

Воротник

Черешня

Месяц



Слова для запоминания.

 Наушники

Бассейн

Шуба

Ученик

Расческа

Тополь

Футбол

Жеребенок

Иней

Колбаса



Слова для запоминания.

 Павлин

Пуговица

Клубника

Чемодан

Заколка

Поросенок

Тротуар

Всадник

Солонка

Милиционер



Слова для запоминания.

 Календарь

Юбка

Грядка

Борщ

Кровать

Экран

Краб

Холод

Концерт

Лось



Слова для запоминания.

 Утро

Корова

Забор

Ландыш

Буря

Качели

Котлета

Скамейка

Антенна

Сапоги



Слова для запоминания.

 Холодильник

Обруч

Листок

Индюк

Пар

Фигуристы

Пироженое

Торт

Вилка

Виноград



Слова для запоминания.

 Курица

Браслет

Линейка

Блюдце

Магнитофон

Скульптура

Обложка

Янтарь

Сосиска

Покрывало



Слова для запоминания.

 Медвежонок

Сумка

Шахматы

Сено

Ручка

Слива

Бабушка

Открытка

Булочка

Олень



Слова для запоминания.

 Словарь

Рыбак

Ослик

Стихотворение

Платок

Веер

Перец

Ручей

Ветер

Батарейка



Слова для запоминания.

Письмо

Леска

Мороз

Салат

Камыш

Веранда

Рассказ

Барабан





·        вопросы.

!   призовые баллы

·        Если ты правильно разложил карточки, то получаешь 10 баллов.

·        Если ошибся – ничего.

·        За каждый правильный ответ на вопрос ты получаешь 3 балла.