ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Ведущей деятельностью при подготовке детей к школе является игра.
В игре ребенок очень быстро постигает возможности замены реального предмета игрушкой или схематическим изображением. Таким образом, игра на этом этапе становится символической по своему существу.
Символическая игра - употребление ребенком символов, является одной из ступеней в развитии его мышления. Благодаря использования символов у ребенка формируется, классифицируется восприятие, развивается содержательная сторона интеллекта.
Игровая деятельность способствует развитию произвольного внимания и произвольной памяти.
Потребность в общении, в эмоциональном поощрении вынуждает ребенка к игре, к целенаправленному, сосредоточенному запоминанию.
Большое внимание игра оказывает на развитие речи. Игровая ситуация требует от каждого ребенка, включенного в нее, определенной способности к коммуникации. Возникающие в процессе игры потребности понимать словесные конструкции своих товарищей, стимулирует его развитие речи.
В игре ребенок учится использовать обобщенные значения слов;
впервые открывает для себя отношения, существующие между людьми;
начинает постигать определенные правила поведения, принятые в обществе.
Программа предлагает использование широкого спектра игр: сюжетно-ролевых, театрализованных, дидактических, подвижных.
Дети шестого года жизни испытывают острую потребность в движении. В связи с этим используется разнообразная двигательная деятельность: организация активных переменок и динамических пауз.
Наряду с игрой существенную роль в психическом развитии детей старшего дошкольного возраста оказывает продуктивная деятельность.
Анализ психических особенностей развития детей старшего дошкольного возраста, результаты экспериментальной работы позволили определить содержание систематической подготовки к обучению, которое направлено на выявление индивидуальных возможностей ребенка, на развитие его интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы.
В основу отбора содержания легли следующие положения:
- учет возрастных и индивидуальных особенностей;
-практическая направленность;
-занимательность;
-наглядность и др.
Актуальность программы
В настоящее время, когда обучение в начальных классах приобретает особую актуальность, важнейшей задачей становится разработка новых технологий в области подготовки детей к школе.
В целях обеспечения преемственности между дошкольными образовательными учреждениями и начальной школой разработан ряд методических вопросов создания благоприятных условий для подготовки детей к школе, что обеспечивает адаптацию дошкольников к условиям новой ведущей деятельности - школьному обучению. Предлагаемая программа:
- позволяет значительно повысить интерес к обучению в школе;
- позволяет легче пройти период адаптации в первые дни учебы;
- предотвращая потерю интереса к выполняемой работе, учитель, учитывая психологические особенности младших школьников, оказывает им своевременную помощь , стимулирует интерес, обеспечивает успешное завершение работы;
- близкое общение учителя с детьми дошкольного возраста позволяет лучше узнать будущего ученика, его способности, и, исходя их этого, руководить развитием его интересов, самостоятельной познавательной деятельностью, а ученик при общении с учителем преодолевает страхи, которые испытывают ученики в первые дни учебы;
- игровые моменты позволяют развить заинтересованность к учебе, желание познавать новое.
Таким образом, актуальность программы дошкольной подготовки заключается в умелом индивидуальном подходе к ребенку, в умелом сочетании различных форм работы, направленных на развитие личности ребенка, с опорой на психологические особенности возраста детей.
Направленность программы: социально-педагогическая
Цель программы: всестороннее развитее детей, позволяющее им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой.
Задачи программы:
- исключить дублирование школьной программы при подготовке детей к обучению;
- обеспечить преемственность между дошкольными и начальным образованием;
- устранить разноуровневую подготовку к обучению в школе;
- формирование мотивации дошкольника к самому процессу обучения;
- развитие наглядно-образовательного и словесно-логического мышления;
- формирование приемов умственных действий: анализа, синтеза, сравнения, обобщения
- развитие памяти, внимания, творческих способностей;
- развитие умения работать в коллективе;
- развитие умений общения со сверстниками и взрослыми;
- развитие умения говорения и слушания;
- обогащение активного, пассивного, потенциального словаря;
- развитие звуковой культуры речи.
Педагогические идеи и принципы
Программа дошкольной подготовки обеспечивает качественную подготовку детей к обучению в первом классе через игровые моменты, учитывая индивидуальность каждого ребенка. Расширяет его представление об окружающем мире, явлениях действительности с опорой на жизненный опыт. Главный принцип дошкольной подготовки - адаптация ребенка к школе, умение вступить в диалог, аргументировать свою точку зрения; развитие коммуникабельности и чувства коллективизма.
Формы и методы обучения
Занятия проводятся 3 раза в неделю. Продолжительность занятий 25 минут с 10 минутным перерывом. Для проведения занятий используются индивидуально-групповые методы обучения. В работе с дошкольниками используется разнообразный дидактический материал: игрушки, флажки, раздаточные карточки, опорные таблицы. А также технические средства обучения, которые активизируют деятельность дошкольников.
Очень важно верно организовать работу детей во время выполнения коммуникативных заданий. Нужно стремиться к тому, чтобы каждый ребенок был активен, участвовал в диалоге, разыгрывал речевые ситуации.
Такие формы и методы работы учителя помогают адаптироваться дошкольнику к новым условиям.
Ожидаемые результаты
Дети, посещающие такие занятия, смогут быстрее адаптироваться в новом ученическом коллективе, успешнее овладеть школьной программой.
К концу обучения дошкольники получают следующие навыки: умение составлять слова из звуков и слогов, подбирать слова на заданный слог, разделять понятия звук и буква, гласный звук, согласный звук, выявлять признаки сходства и различия предметов, объединять различные предметы в группы, понимать пространственные отношения, делать выводы, иметь представление о сезонных изменениях в природе, о жизни животных и растений.
Учебно-тематическое планирование раздела
"Математические ступеньки"
Темы | Всего часов | |||
Теория | Практика | Итого | ||
1. | Свойства предметов | 2 | 9 | 11 |
2. | Пространственные отношения | 1 | 10 | 11 |
3. | Число и цифра | 1 | 16 | 17 |
4. | Геометрические фигуры | 1 | 5 | 6 |
5. | Сравнение групп предметов | 1 | 5 | 6 |
6. | Выявление тематических представлений детей | 2 | 2 | |
7. | Знакомство с пространственными фигурами | 1 | 1 | 2 |
8. | Представление о площади | 1 | 1 | 2 |
9. | Представление об объеме | 1 | 4 | 5 |
10. | Отношения: тяжелее, легче | 1 | 3 | 4 |
11. | Представление об углах и видах углов | 1 | 1 | 2 |
Итого: | 11 | 57 | 68 | |
Учебно-тематическое планирование раздела
"По дороге к Азбуке"
№ п/п | Темы | Всего часов | ||
Теория | Практика | Итого | ||
1. | Звуки и буквы | 5 | 53 | 58 |
2. | Дифференциация звуков | 2 | 8 | 10 |
Итого | 7 | 61 | 68 |
Учебно-тематическое планирование раздела
"Наши прописи"
№ п/п | Темы | Всего часов | ||
Теория | Практика | Итого | ||
1. | Звуки и буквы | 58 | 58 | |
2. | Штриховка | 0 | 10 | 10 |
Итого | 0 | 68 | 68 |
Учебно-тематическое планирование
"Здравствуй, мир!"
№ п/п | Темы | Всего часов | ||
Теория | Практика | Итого | ||
1. | Как вести себя на улице | 1 | 3 | 4 |
2. | Моя семья | 1 | 1 | 2 |
3. | Времена года | 2 | 4 | 6 |
4. | Домашние животные | 1 | 5 | 6 |
5. | Лесные обитатели | 1 | 3 | 4 |
6. | Обитатели воды и рыбы | 1 | 1 | 2 |
7. | О тех, кто умеет летать | 1 | 1 | 2 |
8. | Наши праздники | 1 | 1 | 2 |
9. | Сажаем растения | 1 | 1 | 2 |
10. | Профессия людей | 1 | 1 | 2 |
11. | Откуда овощи в магазине | 1 | 1 | 2 |
Итого: | 12 | 22 | 34 |
Учебно-тематическое планирование раздела
"Психологические занятия"
№ п/п | Темы | Всего часов | ||
Теория | Практика | Итого | ||
1. | Диагностика | 1 | 1 | 2 |
2. | Рисование фигур | 10 | 10 | |
3. | Графические упражнения | 10 | 10 | |
4. | Методики | 12 | 12 | |
Итого | 1 | 33 | 34 |
Учебно-тематическое планирование раздела
"Логопедические занятия"
№ п/п | Темы | Всего часов | ||
Теория | Практика | Итого | ||
1. | Звуки и буквы | 4 | 30 | 34 |
Итого | 4 | 30 | 34 |
Содержание программы
Раздел "Математические ступеньки" направлен на развитие умений проводить наблюдения, сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и несущественные характеристики; понимать относительность свойств; делать основные выводы, проверять их истинность, уметь использовать эти выводы для дальнейшей работы. На изучение данного курса отводится два часа в неделю.
Раздел "Здравствуй, мир!" основывается на коррекции и развитии накопленных в дошкольном возрасте природоведческих представлений. В основу подготовки положены непосредственные наблюдения, действия с предметами, элементарные эксперименты. На изучение данного курса отводится два часа в неделю.
Раздел "По дороге к Азбуке" помогает практически подготовить детей к обучению чтению, письму и совершенствовать их устную речь. Содержание курса направлено на общее развитие ребенка, посредствам которого создается прочная основа для успешного изучения русского языка. На изучение данного курса отводится два часа в неделю.
Раздел "Наши прописи" позволит прежде всего подготовить кисть руки ребенка к письму. Учебный материал позволяет также усвоить зрительный образ каждой печатной буквы, различать похожие буквы, развивает умения слого-звукового анализа и слогового чтения, внимание, память, воображение ребенка. Курс рассчитан на два часа в неделю.
Раздел "Психологические занятия" помогаю развить внимание и работоспособность, развитие памяти и адаптации будущего школьника. На занятиях используются игровые моменты. Занятия проводятся раз в неделю.
Раздел "Логопедические занятия" развивает фонетический слух, обогащает словарь, развивает связную речь. Занятия проходят в занимательной игровой форме с использованием речевых игр. Занятия проводятся раз в неделю.
Методическое обеспечение
1. Учебные тетради на печатной основе, авторы
Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова "По дороге к азбуке" 3,4 часть.
2. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина "Наши прописи" 1,2 часть.
3. Л.Г. Петервон, Н.П. Холина "Раз - ступенька, два - ступенька...", 1,2 часть.
4. А.А. Вахрушев, Е.Е. Кочемасова "Здравствуй, мир!" 1 часть.
5. Карточки для звукового и слухового анализа слов.
6. Простой и цветные карандаши, синяя ручка, счётные палочки, тетрадь в крупную клетку.
Формы и методы контроля.
Учет успеваемости дошкольников не ведется.
Учет посещаемости обязателен.
Список используемой литературы.
1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников.
2. Агаева С.И. Обучение с увлечением. М.2006 г.
3. Безрукова О.А. "Слова родного языка", М.2001 г.
4. Бесова М.А. В школе и на отдыхе. Познавательные игры для детей с 6 до 10 лет. М.2007 г.
5. Васильева Н.Н., Новотворцева Н.В. Игры и занятия по развитию речи дошкольников. М.2008 г.
6. Демидова С.С. Циферка считает. М.2005 г.
7. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. М.2002 г.
8. Лопухина И.С. 550 упражнений по развитию речи. М.2004 г.